В праздничный уик-энд Дня Независимости американский кинопрокат стал
ареной борьбы двух крупных проектов, третьего фильма
вампирской саги и
150-миллионного «Повелителя
стихий». Превосходство «Затмения»
в этой паре с самого начала не подвергалась ни малейшему сомнению,
но вопреки многим опасениям опасений показать достойный результат
удалось и фильму М. Найта Шьямалана.
В отличие от двухпредыдущих
фильмов по романам Стефани Майер, третьему
пришлось выходить на старт в среду, что оказало непосредственное
влияние на кассу уик-энда и затруднило неизбежные прямые сравнения
с вышедшим в ноябре прошлого года «Новолунием».
При этом один из рекордов был превзойдён ещё до начала проката —
студии Summit Entertainment удалось забронировать для своего главного
детища 4416 кинотеатров, то есть на 36 больше, чем предыдущее
максимальное количество у «Железного человека 2»
в дебютный уик-энд два месяца назад.
Первые сеансы начались ровно в полночь и ещё до восхода солнца
принесли рекордную выручку в 30 с лишним миллионов долларов против 26,7
млн у «Новолуния». Всего же в первый день
проката «Затмение» заработало 68,5 млн
долларов, что стало вторым результатом за всю историю и новым рекордом
сборов в среду, а также в летний сезон. Предыдущее достижение в обеих
категориях принадлежало вторым «Трансформерам»
с 62 млн долларов практически ровно год назад.
В четверг
выручка резко упала на 65% до 24,2 млн долларов, правда за вычетом
полуночных сеансов первого дня падение составило куда более приемлемые
и вполне объяснимые при столь огромном ажиотаже 37%. Таким образом,
перед началом дебютного уик-энда в копилке «Затмения»
уже было 92,7 млн долларов освоенной наличности. В пятницу количество
задействованных кинотеатров увеличилось до 4468 и это уже стало
абсолютным рекордом для Северной Америки, превзойдя 4455 заведений
на пике проката у шестого фильма Поттерианы
прошлым летом. Однако огромное количество кинотеатров не должно всё же
вводить в заблуждение, поскольку по полученным экранам (7500)
«Затмение» серьёзно уступало «Новолунию»
(8500), не говоря уже о главных летних блокбастерах последнего времени.
18%-ный прирост позволил «Затмению» с кассой
в 28,2 млн долларов взять стомиллионный рубеж в пятницу, на третий день
проката (120,9 млн). В отличие от других традиционных праздников День
Независимости, выпадая на субботу или как сейчас на воскресенье, даже
несколько снижает потенциальный результат трёхдневного уик-энда.
Праздничные фейерверки и парады, пикники на природе и другие виды
праздничной активности накладывают большой отпечаток на кинопрокат,
несколько снижая потенциальную посещаемость кинотеатров. Суббота
и воскресенье принесли соответственно 23,4 и 13,3 млн долларов,
образовав кассу трёхдневного уик-энда в 64,8 млн долларов при
достаточно высокой средней выручке в 14 510 долларов с площадки.
Общая касса первых пяти дней проката составила 158,8 млн долларов
против 164,7 млн долларов у «Новолуния»
за аналогичный период. Ставший для большинства американцев полноценным
выходным днём понедельник несколько сократил это отставание, принеся «Затмению» ещё 18,8 млн долларов свежих поступлений.
После шести дней небольшой перевес по-прежнему остаётся на стороне
вышедшей в ноябре прошлого года второй части Сумеречной саги, имевшей
тогда в копилке 178,9 млн против 176,4 млн сейчас. Конечно, тяжёлые
падения по ходу первой недели не могут не настораживать, но уже то, что
«Затмению» удаётся в целом поддерживать темп «Новолуния» заслуживает
немалого уважения. Большинство крупных франчайзов к третьему фильму
оказывались не в состоянии сохранять свою аудиторию на прежнем уровне,
да и слишком короткий интервал между частями также обычно способствовал
снижению сборов.
Сравнения с другими крупными премьерами Дня
Независимости проводить непросто, но в последний раз этот праздник
выпадал на воскресенье в 2004 году и тогда использовавший совершенно
аналогичную стратегию «Человек-паук 2»
заработал 151,5 млн долларов за первые пять дней и 180,1 млн за шесть.
В то же время по результату трёхдневного уик-энда «Затмение»
проиграло не только герою комиксов (88,2 млн), но и первым «Трансформерам» (70,5 млн) вместе с «Войной миров» (64,9 млн), которые продвигались
вперёд более ровно и не испытали столь ажиотажного спроса в первый день
проката.
Вклад впервые принявших в свои стены фильм вампирского
франчайза 193 кинозалов IMAX составил 9 млн долларов за первые шесть
дней показов. В международном прокате «Затмение»
заполучило на старте 104,6 млн долларов в 42 территориях, в том числе
потрясающие 15,2 млн долларов за первые пять дней на российских
экранах. В отдельных странах третий фильм франчайза опережает «Новолуние», в других несколько отстаёт, но в целом
серьёзные выводы делать пока рановато.
Получив за каких-то
шесть дней 175,3 млн долларов в США и 279,9 млн глобальной выручки при
68-миллионном бюджете, руководство Summit Entertainment полностью
отдалось празднованию заслуженной победы. «Если здесь и была какая-то
неожиданность, то это гигантские сборы на полуночных сеансах.
Откровенно говоря, с премьерой в среду мы попросту не знали чего
ожидать», — заявил руководитель отдела дистрибуции Ричи Фэй.
Примечательно, что именно «Затмение» получило
наилучшую критику среди всех трёх частей саги (52% положительных
рецензий в целом и 65% от ведущих критиков), хотя говорить о серьёзном
влиянии этого на кассовый потенциал здесь особенно не приходится.
Но главной неожиданностью, пожалуй, стало то, что существенным
изменениям по сравнению с «Новолунием» и «Сумерками» подверглась ставшая более
сбалансированной и возрастной аудитория картины. Если в ноябре доля
представительниц женского пола составляла 80%, то сейчас она резко
упала до 65%, а количество зрителей моложе 21 года сократилось
с 55 до 50%.