Новый фильм Девида Кроненберга «Космополис» - очередной
увлекательный трип в паталогии человеческой психики и современной
глобальной экономики. Что касается паталогий личностей отдельных героев,
на этот счет у Кронеберга «кино-исследований» предостаточно (от
«Сканнеров» и «Видеодрома» начала восьмидесятых до предпоследнего
«Опасного метода»). Если говорить о заболеваниях современного
капиталистического общества в целом, то это первая подобная картина
Кроненберга, которую можно назвать открыто социальной.
Богатый до неприличия двадцативосьмилетний миллиардер Эрик Пэкер
(Роберт Паттинсон) утром садится в свой лимузин, что бы поехать
постричься на другой конец города. Его не устраивает парикмахерская
поблизости или приезд специалиста в офис. У него есть немотивированная
цель, и он должен добиться ее любыми способами. Его путь лежит через
город, парализованный приездом президента, похоронами рэп-звезды и
массовыми беспорядками, связанными с этими событиями. Весь сюжет фильма,
это, по сути, путешествие Пэкера, занимающее все два часа хронометража
картины. В его лимузине постоянно возникают гости в диапазоне от
проститутки и проктолога до теоретического аналитика и олдового «нигера»
с золотыми цепями толщиною в палец. Лимузин – это высокотехнологично
упакованная крепость Пэкера, в которой он отправляется в свое последнее
суицидальное путешествие по мегаполису.
За свою долгую карьеру в кино Кроненберг начав когда-то с
низкобюджетных ужасов категории Б по прошествии лет стал признанным
мастером авторского кинематографа. И не маловажно то, что в свои
семьдесят продолжает придерживаться концепции авторского кино, как
всегда исследуя иррациональное. Со времен кибер-панковской «Экзистенции»
(1999) «Космополис» - это первый фильм, снятый по его собственному
сценарию на основе одноименного романа Дона Делилло, вышедшего в 2003
году.
Капитализм и его ценности давно трещат по швам. К этой теме было уже
достаточно много обращений в кинематографе за последнее десятилетие
(«Нефть», «Социальная сеть», «Уолл-стрит 2»). «Космополис» же можно
представить логическим и очень ироничным продолжением первого
«Уолл-Стрит», в котором достигший всего молодой миллиардер проходит
обратный путь от вершины к нулю. Это очень актуальная, временами смешная
и абсолютно беспощадная к зрителю абсурдистская картина. Она
практически целиком состоит из диалогов, разыгранных в непроницаемом для
внешнего мира пространстве лимузина, за бортом которого кипит жизнь:
толпы анархистов, протестующие против мировой финансовой системы громят
все вокруг, демонстранты выкрикивают марксистские лозунги и бросают в
обывателей дохлых крыс, безумный художник-акционист, швыряющий в
знаменитостей торты и наконец, реальная угроза в виде киллера,
маниакально желающего убить молодого миллиардера. А внутренне мертвый
Пекер, не имеющий больше ни адекватных желаний, ни настоящих чувств и
эмоций в окружении свиты продвигается через кашу мегаполиса, выстраивая
свои собственные теории бытия.
Мир капитала в «Космополисе» – это продолжение компьютерной
псевдо-реальности «Экзистенции» и теле-вирта «Видеодрома», где теряется
грань между действительностью и очередным симулякром. Очень звонкой и
символичной иллюстрацией безумия мира в картине звучит термин
«ассиметричная простата» - диагноз поставленный Пэкеру, который в
общем–то не значит ничего. Кроненберг находит отличный прием погружения
зрителя в психопатичное состояние хаоса – это претенциозные и
замысловатые диалоги героев на темы социума, экономики, психологии, во
время которых от обилия информации и умозаключений начинает плавиться
мозг. Однако, есть не маловажная деталь: вся эта информация - поток
абсолютной пустоты, в которой нет ничего значимого. Рушится финансовая
империя героя, мир сходит с ума, а он с упорством шизофреника продолжает
путь в парикмахерскую.
Изначально на главную роль был выбран Коллин Фаррел, но и с
Паттисоном режиссер не прогадал. Не маловажно, что заслуженный вампир и
предмет обожания доброй половины девушек-подростков земного шара
Паттинсон в «Космополисе» очень удачно меняет амплуа и показывает, что
помимо смазливой мордашки он имеет хорошие актерские данные. По иронии
судьбы в «Космополисе» он так же сыграл кровососа, типаж которого будет
более понятен зрителю постарше. Видеоряд и особенная яркая и в то же
время приглушенная палитра красок, присущая фильмам Кроненберга как
всегда безупречны.
«Космополис» - это ярчайшая пародия на нашу систему ценностей и
взаимоотношений. Однако, будьте осторожны, если во время ваш мозг начнет
плавиться от информационного шквала, попытайтесь отключить его до
следующей сцены. Ведь это всего лишь кино. Великое кино.
Другие фильмы Девида Кроненберга, рекомендованные к просмотру:
Оправданная жестокость /History of Violence/ 2005
Экзистенция /eXistenZ/ 1999
Автокатастрофа /Crash/ 1996
Обед нагишом /Naked Lunch/ 1991
Муха /Fly/ 1986
Видеодром /Videodrome/ 1983
Мертвая зона /Dead Zone/ 1983
Источник
|